Общая история развития.

    Комиксы как определенная форма популярной литературы появились в 30-е годы, возникнув из комических сценариев, которые стали постоянным явлением в газетах. Первые вампиры появились в ранних комиксах, называвшихся «Больше развлечения». Каждый выпуск «Больше развлечения» нес в себе продолжение истории доктора Оккульта — детектива по привидениям, который сражался со множеством сверхъестественных злодеев В выпуске №6 первое крупное дело доктора Оккульта сталкивает его с существом, которое называется «хозяин вампира». Его неуспокоившееся зло было остановлено ножом, всаженным в сердце. Еще до конца десятилетия, осенью 1939 года, в 31-м и 32-м выпусках «Детективных комиксов» вновь появляется вампир. На сей раз с ним встречается Бэтмен. Затем в обществе появляется мнение о существовании части аудитории, которой требуются комиксы абсолютных ужасов. В ответ на это в 40-е годы студии выпускают еще более ужасные комиксы о приключениях и преступлениях. В 1948 году «Америкэн Комикс Групп» выпускает первые и самые успешные комиксы ужасов «Путешествия в неизвестное». Очень быстро вампиры находят дорогу и на их страницы, и с начала 50-х годов каждый выпуск «Путешествий» содержит, по меньшей мере, одну историю о вампире «Путешествия в неизвестное» вскоре начали размножаться. В 1950 году Вильям Граймс и художник Ж. Фельдман из «И-Си Комикс» дали старт «Склепу ужаса» (позже «Байки из склепа»), за которым последовали «Подвал ужаса» и «Преследование страха». В течение последующих 4 лет к этим первым попыткам добавились более 100 комиксов ужасов.
    В 50-е годы множество комиксов ужасов выпускала «Атлас Комикс» (позже «Марвел Комикс»). Среди них: «Захватывающие комиксы» (1950— 1953), «Мистика» (1951—1957) и «Путешествие в неизведанное» (1951— 1957) Каждый из них включал историю о вампире. В номере 8 «Сверхъестественного» (август 1953) «Эйвон» поместил первый из множества адаптированных для комиксов вариантов « Драку лы» Брэма Стокера.

    Вампиры под прицелом. Бум на комиксы ужасов не остался незамеченным обществом, и атаки на них стали нарастать. Представители кругов психологии, такие как Фредерик Вертман, осудили насилие и секс, имевшие место в некоторых комиксах, как прямой источник все нарастающей юношеской преступности, и потребовали пресечения подобных явлений. Ощущая интенсивность атаки, ряд издательских фирм, специализировавшихся на комиксах, сочли необходимым создать Ассоциацию журналов комиксов Америки (СМАА). Эта ассоциация быстро пришла к заключению о необходимости создания некой формы саморегуляции и предотвращения тем самым вмешательства в этот бизнес на правительственном уровне. В 1954 году СМАА издала Закон о комиксах, который вошел в силу в октябре того же года. Закон охватывал такие широкие вопросы, как восхваление преступления и графическое изображение смерти, и отвечал требованиям критики, высказанной в адрес комиксов ужасов. В то же самое время в Америке и в Англии разразилась полемика. В 1955 году был принят Закон о детях и юношестве (о «вредных публикациях»), который привел к полному исчезновению с прилавков комиксов ужасов. В 1965 году действие билля было продлено — он и по сей день регулирует рынок комиксов. Это, пожалуй, основная причина того, что количество созданных в Великобритании за последнее время комиксов ужасов ничтожно мало.
    Закон о комиксах призывал не употреблять слова «ужас» или «страх» в названии комиксов и запрещал изображение, среди прочих, сцен разврата, садизма или же чрезмерно отвратительных сцен. Один из параграфов четко ограничивал набор основных персонажей, которые ассоциировались с историями ужасов:
    Сцены, имеющие отношение или же вызывающие ассоциации с разгуливающими мертвецами, пытками, вампиром и вампиризмом, вурдалаками, каннибализмом и оборотнями, запрещаются.
    Таким образом, в октябре 1954 года Дракула и вся его родня были убраны со страниц комиксов. Единственное крупное появление вампира после вступления в силу Закона было в «Делл Комикс» — компании, которая официально не подписала закон, но все же старалась ему следовать. Единственный выпуск с новым заголовком о Дракуле появился в октябре/декабре 1962 года. История происходила в настоящее время и раскручивалась вокруг встречи нескольких американцев и графа Дракулы в Трансильвании. Однако насколько ни был многообещающим первый выпуск, второй так и не появился. Тем временем, Дракула и его свита открывали новый формат, с помощью которого они могли вновь проскользнуть в мир комиксов.
    В 1958 году, через четыре года после вступления в силу Закона о комиксах, на стендах появился новый тип журнала — журнал поклонников фильмов ужасов. Первый из них — «Знаменитые монстры киностраны» — был создан Джеймсом Уорреном и Форстом Д. Аккерманом и опубликован компанией «Уоррен Паблишинг». Заявленный как журнал поклонников кино, он не попадал под действие Закона о комиксах, даже если бы печатал черно-белые комиксы ужасов, созданные по застывшим кинокадрам и художественным произведениям. В 1964 году Уоррен рискнул опубликовать черно-белые комиксы ужасов, изображающие как раз те самые сцены и персонажей, на которые Закон о комиксах наложил суровый запрет, в новом полноформатном журнале (8,5 на 11 дюймов). С технической точки зрения «Ползающие» не были собственно книгой комиксов, но они дошли до молодежной аудитории. Они были настолько успешны, что в 1965 году в том же формате вышло «Сверхъестественное». В этом же году вампиры снова вползли на страницы комиксов через «Монстров» — книгу комиксов, которая основывалась на популярном телевизионном сериале, изображавшем двух вампиров — Лили и Дедушку (в действительности, графа Дракулу) — в комедийном ключе, без видимого питья крови.
    Наконец, в 1966 году «Делл» решила издать второй выпуск «Дракулы». Объемы первого выпуска все росли, а новый выпуск содержал совершенно новую сюжетную линию и абсолютно нового Дракулу. Новый Дракула, согласно сюжету, — потомок настоящего графа. Он проводил эксперименты с новой сывороткой, сделанной из мозга летучих мышей. Случайно приняв дозу этой сыворотки, он обнаруживает у себя способность превращаться в летучую мышь. В двух последующих выпусках он переезжает в США, облачается в костюм супергероя и начинает войну с силами зла.
    В 1969 усилилось общественное давление на законодателей. Публика хотела вновь видеть вампира на страницах изданий, а также обеспечить некоторую либерализацию запрета. В этот период «Голд Ки» выпускает новую серию комиксов с вампиром в качестве главного персонажа. Как и «Монстры» (также продукция «Голд Ки»), «Темные тени» основывались на популярном телесериале, который рассказывал о приключениях вампира Барнабаса Коллинза. В сентябре к «Темным теням» прибавилась «Вампирелла» компании «Уоррен Паблишинг». Это были истории о сексуальной женщине-вампире из космоса, полные юмора, ужаса, романтики. Вампирелла стала самым популярным вампиром-долгожителем в истории комиксов середины века.

    Возвращение вампира. В конце концов, уступая потребностям компаний, желающих покончить с черно-белыми комиксами, СМАА официально пересматривает Закон о комиксах, и с 1 января 1971 года вступает в силу новая редакция. С одной стороны, этой перемены требовала изменившаяся реальность, а с другой стороны, критики комиксов оказались неспособны представить состоятельные доводы в поддержку обвинений, выдвинутых в 50-е годы. Закон все еще запрещает изображение ситуаций, в которых, например, слишком много крови, пытки или садизма. Однако важное положение относительно вампиров было переписано и гласит:
    Вампиры, вурдалаки и оборотни допускаются при традиционном подходе, таком как во «Франкенштейне», «Дракуле» и других высокохудожественных произведениях, принадлежащих Эдгару Аллану По, Саки (X. X. Манро), Конан Дойлю и другим, уважаемым авторам, чьи работы читают в школах всего мира.
    «Марвел Комикс» немедленно отреагировали на новую ситуацию. Они выпустили целую серию новых ужасов, а в 1972 году вернулись к вампиру. Помимо «Вампиреллы» Уоррена вышла «Могила Дракулы», с новым набором приключений Дракулы в современном мире. Она продолжалась в 70 выпусках, дважды возобновлялась и потешалась над вышедшими в 90-е годы приключениями «Сынов полуночи», которые объединили свои силы в борьбе со злобным оккультизмом.
    В том же году «Марвел» вводит нового вампира — Морбиуса. После нескольких появлений в разных журналах «Марвел» злодей Морбиус стал регулярным персонажем «Рассказов о вампире» (начаты в 1973 году) и ведущей фигурой «Страха» (начат в феврале 1974 года), а недавно стал неотъемлемой частью «Сынов полуночи».
    Возрастающий в начале 70-х объем продаж комиксов-ужасов постепенно выровнялся во второй половине десятилетия и начал снижаться. В отличие от «Вампиреллы», многие комиксы не перешагнули через это десятилетие. Интерес к комиксам ужасов был несколько оттянут в сторону быстро увеличивающегося числа супергероев. Комиксы ужасов пришли в упадок, а вампиры почти что умирали. В 1979 году перестала выходить «Могила Дракулы», за ней последовали 6 выпусков черно-белых полноформатных журналов комиксов, прекративших существование в 1980 году. «Вампирелла» в последний раз была издана в 1981 году. Практически все комиксы о вампирах, за исключением двух изданий, прекратили свое существование в начале и середине 80-х годов.
    В 1981 году «Ди-Си», безусловно, ведущее издание в сфере комиксов ужасов, ввел новью персонаж — Эндрю Беннета — героя новой объемной книги комиксов «Дом тайны». Его жизнь и приключения были рассказаны в серии эпизодов под заголовком «Я — вампир». Согласно истории, Беннету было 400 лет. Четыре века назад он укусил свою невесту Мэри, которая, конечно же, тоже стала вампиром. Она страшно негодовала по поводу того, что произошло, и в результате все свое существование посвятила тому, чтобы расквитаться с Беннетом и всем миром, «Я — вампир» преобладал в большинстве (но не во всех) выпусках «Дома тайны» с марта 1981 года (номер 290) по август 1983 года (номер 319).
    «Ди-Си» также ввели новый вампироподобный персонаж — Мэнбэта, который на протяжении этого десятилетия периодически появлялся в комиксах, обычно, в связке с Бэтменом. В 1975—1976 годах «Ди-Си» пытались утвердить Мэнбэта как самостоятельного героя серии комиксов, но эта серия выдержала лишь два выпуска. Вторая попытка утвердить Мэнбэта в комиксах окончилась единственным выпуском в декабре 1984 года. После окончания «Могилы Дракулы» (1979 год) и ее продолжения (1980 год) Дракула появлялся еще несколько раз в качестве гостя-злодея в различных комиксах «Марвел». Значительная встреча происходит в «Докторе Стрендже» (номер 62), декабрь 1983. Отвернувшись от Дракулы, оккультист доктор Стивен Стрендж исполняет магический ритуал — формулу Монтеси, которая уничтожает Дракулу и, предположительно, убивает всех вампиров в стране. Этим актом «Марвел» изгоняют вампира со страниц «Марвел Юниверс».

    Воскрешение вампира. После прохождения самой низкой точки интереса к вампиризму, за которой последовало изгнание вампира из «Марвела», вампир начинает медленно возвращаться. Исследуя события десятилетия, можно проследить ежегодное возрастание количества фильмов о вампирах. Низшая точка спада отмечена в 1984 году, когда был выпущен только один фильм — «Корм». По данным 1983 года, число новых романов о вампирах снизилось до девяти, что составило половину количества 1977 года. Тем временем радикальные изменения произошли в мире комиксов. Первое и самое заметное — значительно улучшилось качество изданий комиксов. Лучшее качество бумаги позволило использовать яркие, бросающиеся в глаза краски. Иллюстрации к комиксам были признаны видом искусства. Художники требовали и получили больше свободы, которая проявилась в исчезновении тех рамок, в которые традиционно втискивали этот жанр. Второе — рынок комиксов подвинулся ближе к взрослой аудитории. Отныне комиксы не являлись изданием для детей и юношества, многочисленные новые названия развивались исключительно для все более расширяющейся взрослой аудитории, которая в свое время выросла на комиксах. Третье — появился комикс с индексом «X» как часть нового, специального направления для взрослых. Четвертое — значительная часть комиксов, ориентированных на взрослых, была рассчитана на продолжение в определенном количестве выпусков, по большей части, в четырех. Пятое — в тот период появилось огромное число новых компаний, которые собирательно можно назвать «независимыми».
    Таким образом, когда вампир начал свое возвращение в 90-е годы, он делал это уже в совершенно новом контексте. Первый выпуск «Крови невинной» — первого из новых комиксов о вампире, вышел в начале 1986 года в «ВарП Комикс». Этот комикс выдержал четыре выпуска. За ним последовала «Кровь Дракулы» от «Эппл Комикс». (Рик Шенклин был автором обоих проектов.) «Марвел», гигант индустрии комиксов, выступила с очень нетрадиционным вампирическим изданием «Кровь» (четыре выпуска 1987—1988 годы) — хороший пример художественного и технологического прогресса, который установил нормы для этой индустрии. В 1989 году комиксы «Этернити» (печать «Малибу Графикс») выпустили первые из четырех новинок — «Дракула» и «Багровое в свете газовых фонарей». Затем, в 1990 году, «Инновейшн» (еще одна новая компания) издала в 12 выпусках адаптацию лучшего романа Анны Райс «Вампир Лестат». Эти шесть новинок ознаменовали захватывающее наступление комиксов о вампирах, которое стало очевидным к 1991 году. Десять новых названий, появившихся в 1990 году, к 1991 году превратились уже в 23 комикса. В 1992 году появилось 34 новых названия, и в 1993 году последовало еще такое же количество.
    В 1983 году, как известно, «Марвел» на 6 лет удалила со своих страниц всех вампиров. В конце 1989 года Морбиус вновь появился в выпуске номер 10 (ноябрь 1989) «Доктор Стрендж: верховный колдун». Казалось, ему удалось выжить, когда все другие вампиры были уничтожены. Он был возвращен в человеческое состояние прежде, чем доктор Стрендж разработал свое магическое средство, и в течение нескольких лет жил вполне нормальной жизнью. Находясь на каникулах в Новом Орлеане в конце этого десятилетия, он встречается с ведьмой Мари Лево, которая снова возвращает его в вампирическое состояние. Обложка «Доктор Стрендж: верховный колдун» номера 14 (февраль 1990) объявляла о возвращении вампиров в «Марвел Юниверс». Морбиус, после нескольких появлений с доктором Стренджем, получает собственный комикс (сентябрь 1992 года).
    «Вампир Лестат» компании «Инновейшн» стал лучшей художественной работой в этой сфере, и его успех был подтвержден выпуском таких же прекрасно сделанных серий адаптированных романов Райс: «Интервью с вампиром» и «Королева проклятых». После работ «Инновейшн» появились «Поток испорченной крови Дракулы» («Эппл»), «Кровавые наркоманы на Капитолийском холме» («Этернита»), «Дракула-Протыкатель» («Комакс»), «Дочь Дракулы» («Эрос»), «Призраки Дракулы» («Этернити»), «Я — легенда» Ричарда Матесона («Эклипс»), «Дети ночи» («Фанта Ко»), «Носферату» («Тоум») и «Могила Дракулы» («Эпик»). В 1991 году «Харрис Комикс» получили права на «Вампиреллу» и воссоздали ее в новой сюжетной линии, события которой начинались через 10 лет после последнего эпизода первого фильма.
    Появлению новой «Вампиреллы» способствовали воодушевленные отклики читателей. Новая серия была издана в цвете и содержала комплект перепечаток с оригинальной серии.
    1992 год стал также годом подъема для комиксов о вампирах — прирост составил почти 50% по сравнению с предыдущим 1991. «Инновейшн» продолжала лидировать, благодаря адаптации наскоро оживленного телевизионного сериала «Темные тени». В художественном плане с ней соперничал столь же захватывающий выпуск «Дракулы Брэма Стокера» («Топпс Комикс»), созданный на основе фильма Фрэнсиса Форда Копполы. Среди прочих новинок были: «Кровь — это урожай» («Эклипс»), «Дети ночи» («Найт Винд Энтерпрайс»), «Кристиан Дарк» («Дарк Студиос»), «Дракула в аду» («Эппл»), «Дракула, клуб самоубийц» («Эдвенче»), «Маленький Дракула» («Харвей») и «Поцелуй Дракулы» («Френдли»).
    В 1992 году «Марвел Комикс» оказалась полностью втянута в процесс «оживления» вампира. Было выпущено несколько перепечаток популярной в 70-е годы «Могилы Дракулы» под новыми названиями: «Реквием по Дракуле», «Дикое возвращение Дракулы» и «Свадьба Дракулы». Что еще важнее, «Марвел» начинает несколько совершенно новых комиксов о вампирах. В «Команде титанов», раскрутившей новых супергероев — «новых титанов», принимал участие вампир Ночной Наездник. «Ночные сталкеры» имели в основе персонажей-охотников за вампирами: Блейда-истребителя вампиров, Фрэнка Дрейка и Ганнибала Кинга. Все это были персонажи из «Могилы Драку лы», которая исчезла в 1983 году. Морбиус, наконец, получил собственный сериал. Затем все эти новинки были интегрированы посредством перекрестных сюжетов с другими сериалами ужасов (но невампирическими), включая «Призраков-Наездников», «Даркхолд» и «Духов возмездия». Отклик был настолько значителен, что «Марвел» начала подумывать об организации отдельного подразделения «Марвел Юниверс», которое бы занималось оккультными выпусками. В конце 1993 года «Марвел» объявляют об учреждении новой структуры — «Юниверс» — детищами которой стали «Безумные сыны полуночи», «Доктор Стрендж: верховный колдун», «Сыны полуночи», которые появились в октябре, ноябре и декабре под своими оккультными заголовками.

    Будущее. Трудно предсказать, как долго будет продолжаться бум на вампирические комиксы, который начался в начале 80-х, и каков будет его эффект. Однако эта индустрия открыла, что вампир имеет намного более обширную аудиторию, чем другие стандартные персонажи ужасов как среди взрослых, так и среди детей, и эта аудитория живо откликается на постоянный приток новых рассказов о вампирах. И потому можно верить, что вампир в обозримом будущем будет занимать значительное место в индустрии комиксов.